Пт. Мар 29th, 2024

Новости России и мира

Новости, обзоры, публикации

Бархатный сезон с видами на лагуну и гору Ахун

Кинофестиваль в Венеции – фестиваль «большой тройки», попасть на который важно и режиссеру, и критику, и простому туристу. Для многих фанатов кино календарный год именно так и делится: в феврале – Берлин, в мае – Канны, в сентябре – Венеция. Коронавирус нарушил мировой порядок: кинофестиваль в Берлине еще успел состояться, а вот в Каннах уже нет. Венеции тоже пророчили ужасы – ничего не будет и никто не приедет. Однако организаторы все же решили рискнуть.

Конечно, фестиваль проводится в новых условиях и с новыми, небывалыми мерами предосторожности. Во-первых, в Венецию сложно добраться: прямых рейсов из России все еще нет, но можно долететь с пересадками. Во-вторых, тесты на ковид обязательны: сначала тест нужно сдать в Москве, за три дня до вылета, потом – сразу по прибытии и еще раз – через пять дней после начала фестиваля. В-третьих, билетные кассы не работают, места в залах бронируются заранее онлайн. Все билеты именные – если вы забронируете их три раза подряд и не придете, ваше имя окажется в черном списке. Наконец, маски. Они, разумеется, обязательны – их нельзя снимать даже в зале. Санитайзеры на каждом шагу, а на входе в фестивальную зону на острове Лидо установлены тепловизоры, измеряющие температуру посетителей.

Если все так страшно и сложно, зачем туда ехать? Ответ такой: благодаря этим ограничениям в Венеции сейчас ощутимо меньше людей. Никогда еще не было такого, чтобы во время фестиваля в отелях были свободные номера, а в кафе – свободные столики. Сейчас вы без труда найдете и то и другое, и шанс выпить кофе по соседству с Тильдой Суинтон в этом году гораздо выше, чем в предыдущие.

Да, Венеция этого года отменила самое любимое из народных развлечений – толпу фанатов у красной ковровой дорожки. В обычное время любой желающий мог сфотографировать звезду на расстоянии вытянутой руки и попросить у нее автограф. В этом году – нет. На церемонии открытия 2 сентября актрисы и модели выгуливали свои лучшие вечерние наряды в гордом одиночестве. Но кроме красной ковровой дорожки звезды ходят и по брусчатке Сан-Марко и загорают на пляже Лидо-ди-Езоло.

Председатель жюри Венецианского фестиваля этого года – блистательная Кейт Бланшетт – подала пример всем, явившись на церемонию открытия в обычной медицинской маске. А вот Тильда Суинтон, которой вручили почетного «Золотого льва Святого Марка» за вклад в кинематограф, предпочла более изысканный, почти карнавальный вариант. Кроме них в Венеции сейчас американский актер Мэтт Диллон и француженка Людивин Санье (оба в составе жюри), а также российский режиссер Андрей Кончаловский с женой Юлией Высоцкой.

Кончаловский в Венеции тоже по делу – его фильм «Дорогие товарищи», рассказывающий о расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 г., заявлен в основном конкурсе. Пожалуй, это самый ожидаемый фильм фестиваля – наравне с короткометражкой Педро Альмодовара «Голос человека».

В отличие от более закрытого и элитарного Каннского кинофестиваля на показы венецианской Мостры может купить билет любой зритель. Цены за один показ – от 5 до 50 евро в зависимости от места и времени начала сеанса. Одной из площадок под открытым небом заявлены прекраснейшие сады Джардини – гулять по ним отдельное удовольствие.

Если в Венецию в этом году вы не попадаете (фестиваль продлится до 12 сентября), попробуйте другой, более бюджетный, доступный, но не менее интересный вариант. С 11 по 18 сентября в Сочи состоится кинофестиваль «Кинотавр».

Его проведение тоже было под вопросом, и наши кинематографисты ждали его не меньше, чем Венецию. «Кинотавр» любят все, «Кинотавр» – это всегда немного бал Золушки: на нем звезды на время превращаются в обычных людей. На пляже у отеля «Жемчужина» можно увидеть Федора Бондарчука или Анну Михалкову – но даже если не удастся попасть на пляж, в Сочи достаточно хороших баров и клубов, куда звезды заходят вне «фестивального формата» и где можно угостить их коктейлем или попросить сделать селфи. Почему нет? Мы уже точно знаем, кого можно увидеть в Сочи в этом году: Владимира Вдовиченкова, Оксану Фандеру, Ирину Горбачеву, режиссера Бориса Хлебникова (все они входят в состав жюри) – и большую часть звезд, которые сыграли в конкурсных фильмах.

Конечно, «Кинотавр» в этом году тоже будет проходить гораздо скромнее – для ясности его даже назвали «деловым форумом». Меры предосторожности – те же, что в Венеции. Маски обязательны, рассадка в зале в шахматном порядке, билеты именные и только онлайн. Светские вечеринки уже отменили, красную дорожку тоже, скорее всего, отменят. Но хорошие фильмы из конкурсной программы все равно покажут на большом экране Зимнего театра и на других площадках – скорее всего, под открытым небом. Сентябрьские вечера в Сочи прекрасны, так что это безусловный плюс.

А конкурс «Кинотавра» в этом году очень интересный и насыщенный. Из разряда must see – фильм «Глубже!» Михаила Сегала, история режиссера, интеллектуала и романтика (его играет Саша Паль), который приходит работать в порноиндустрию. А еще – «Доктор Лиза» с Чулпан Хаматовой в роли Елизаветы Глинки. «Скажи ей» – драма про «семейные обстоятельства», снятая Александром Молочниковым, театральным режиссером, только что покинувшим МХТ. И еще одна история про любовный треугольник, рассказанная с женской точки зрения, – режиссер Анна Меликян собрала в кадре Константина Хабенского, Викторию Исакову и Юлию Пересильд.

На открытии «Кинотавра» покажут новый фильм Андрея Хржановского «Нос, или Заговор «не таких». Это не Хржановский-младший, снявший «4» и «Дау», а Хржановский-старший, на чьем мультфильме «Дом, который построил Джек» выросло два поколения советских детей.

Кстати, программы Венецианского кинофестиваля и «Кинотавра» пересекаются: «Дорогие товарищи» Кончаловского заявлен как фильм закрытия на «Кинотавре». В параллельной секции «Венецианские дни» покажут фильм Ивана Твердовского «Конференция», который одновременно и в основном конкурсе фестиваля в Сочи. «Конференцию» тоже ни в коем случае нельзя пропустить – как и фильм Кончаловского, это кусок из нашей общей истории, воспоминания о теракте на Дубровке в 2002 году.

Еще одно событие «Кинотавра» – питчинг сериалов. Его участники смогут напрямую представить свои проекты главным российским онлайн-платформам и сервисам – «Яндекс.Студии», Premier, more.tv, ivi, Okko, Start и «МТС медиа». Если принять в расчет, что именно сериалы становятся сейчас важнейшим из искусств, это мероприятие выглядит не менее интересным, чем гранд-премьеры.

Кинофестиваль – не важно, в Италии, во Франции или в России – это всегда праздник. Пора ломать сложившиеся стереотипы – он не только для избранных. Это праздник для всех, кто захочет праздновать – даже в такое непростое время, как сейчас. Как сказала Тильда Суинтон, когда ей вручали «Золотого льва»: «Мы можем рассчитывать на то, что наш великий и безграничный мир кино продолжит свое существование. У нас есть все, что нам нужно, и наш волшебный ковер еще летит».