Вт. Апр 23rd, 2024

Новости России и мира

Новости, обзоры, публикации

Как Trafigura помогает «Роснефти» в условиях санкций продавать нефть на Запад

Главные по Trafigura: Rich boy и тихий австралиец

Главной страстью Клода Дофина, прирожденного предпринимателя, миллиардера и коллекционера, известного дружескими отношениями с руководителями многих стран и главами крупнейших компаний, было создание собственного бизнеса – и не локальной компании, а лидера мирового рынка, вспоминают все его знакомые. Все, о чем он мог говорить, – бизнес, бизнес и еще раз бизнес, делился воспоминаниями с Reuters топ-менеджер, сидевший рядом с Дофином на одном приеме.
Дофин родился в 1951 г. на французском курорте Ульгат в семье скупщика металлолома. В 16 лет он бросил школу ради семейного бизнеса, но быстро понял, что границы Франции ему тесны.
В 1970-х гг. хорошо зарекомендовавший себя молодой трейдер стал боливийским представителем компании легендарного трейдера, основателя Glencore Марка Рича. Уже вскоре имя Дофина стали упоминать в СМИ в числе других молодых дарований компании Рича – их называли Rich boys.
Американец Рич в 1973 г. бежал из США, где стал обвиняемым в деле о мошенничестве на бирже и неуплате налогов; 20 лет спустя его помиловал президент Билл Клинтон.
В 1992 г. Дофин ушел от Рича и вместе с пятью партнерами основал компанию Trafigura, первоначально фокусировавшуюся на торговле со странами Латинской Америки. Компания быстро расширяла географию и сферы деятельности: Дофин проводил большую часть жизни в бизнес-джете – в поисках контрактов. Под его руководством Trafigura заключила сделки с нефтяными компаниями от Анголы до России, а с горно-металлургическими – от Замбии до Монголии. Он был и одним из крупнейших акционеров Trafigura с долей почти в 20%.
Трудно сказать, что получило большую известность: бизнес-достижения компании или связанный с ее деятельностью скандал. В 2006–2007 гг. Дофин провел пять месяцев в тюрьме Кот-д’Ивуара в предварительном заключении – его подозревали в организации захоронения ядовитых отходов в Абиджане. В тюрьме не было душа, и все, что связывало Дофина, этого всегда безукоризненно одетого любителя красивой жизни, с цивилизованным миром, – мобильный телефон, ужасался корреспондент Bloomberg.
Мировое соглашение обошлось Trafigura в $200 млн, после чего прокурор Кот-д’Ивуара заявил, что свидетельств участия кого-либо из сотрудников компании в организации захоронения отходов нет. Дофин даже в этой печальной странице своей биографии увидел повод для шуток. «Время, проведенное в тюрьме, стало моим единственным отпуском», – иронизировал он в интервью французскому журналу Le Point в 2010 г. Правда, в одном из немногочисленных публичных выступлений Дофин называл расследование в Кот-д’Ивуаре «тяжелым испытанием» для себя самого и для компании. С тех пор Trafigura стала раскрывать гораздо больше информации о своей деятельности, но не Дофин – он по-прежнему избегал публичных выступлений и интервью. «Меня не заботит, какой имидж я приобрел», – говорил он Le Point.
Дофин считал важным везде заводить знакомства с высокопоставленными чиновниками и бизнесменами и добивался того же от своих менеджеров. Не случайно среди тех было много знаменитостей. Например, подразделением Trafigura по торговле природным газом руководил бывший марафонец из Алжира Хади Халлуш, а нефтетрейдинговый бизнес компании возглавлял Жозе Ларокка, дважды выступавший под флагом Аргентины на олимпийских соревнованиях по конкуру. К 2013 г. оборот Trafigura вырос в 10 раз, достигнув по итогам года рекордных $133 млрд. Bloomberg оценивал состояние Дофина в $1,6 млрд.
Но в 2014 г. у бизнесмена диагностировали рак, и он объявил, что уходит с поста гендиректора, чтобы лечиться. Правда, Дофин сохранил за собой пост председателя правления и до последнего продолжал заботиться о будущем компании. За неделю до смерти, в сентябре 2015 г., 63-летний бизнесмен посетил новый речной портовый терминал компании в Колумбии. А еще незадолго до этого он инспектировал ход подготовки совместной вечеринки Trafigura и «Роснефти» в Сингапуре на крыше отеля Marina Bay Sands. Известный своим умением получать удовольствие от жизни, Дофин лично выбирал вино, кубинские сигары, японское сакэ и шотландское виски, рассказывали FT участники приема.
С 2014 г. оперативным управлением Trafigura вместо Дофина, убежденного трудоголика, искавшего по всему миру то, что может приносить прибыль, занимается 50-летний Джереми Вейр. Как только стало известно о его назначении, журналисты окрестили нового гендиректора Trafigura «тихим австралийцем». Его карьера разительно отличалась от биографии Дофина – единственным общим моментом было то, что оба в начале трудового пути были связаны с торговлей цинком. Вейр получил в 1980 г. диплом геолога в Университете Мельбурна и пошел работать в австралийскую компанию Pasminco, добывающую цинк. Но отвечал он там не за добычу, а за хеджирование. Позже Вейр перешел в инвестбанк N.M.Rothschild & Sons, где проработал девять лет, а в 2001 г. стал сотрудником Trafigura, которая тогда фокусировалась на торговле металлами и минералами. Двумя годами позже Дофин поручил Вейру заняться привлечением финансирования через инвестфонды, в том числе для диверсификации бизнеса.
Если подумать, эта удивившая всех замена была неизбежна для Trafigura, считают трейдеры, знавшие Дофина и Вейра. Когда-то независимые трейдеры зарабатывали, занимаясь тем, за что крупнейшие компании опасались браться, но те времена прошли. Так что Дофин выбрал не менеджера, склонного к авантюрам, а Вейра, способного работать по стандартам солидного инвестбанка, объяснял Reuters человек, хорошо знавший обоих менеджеров.