Пт. Мар 29th, 2024

Новости России и мира

Новости, обзоры, публикации

Поставки униформы для силовых структур – очень выгодный бизнес

Про любовь к звездам

Эффектные мундиры со звездами и шитьем носят чиновники самых разных уровней. «Как такового запрета на форменную одежду для федеральных и региональных чиновников в России нет, ее может ввести любой. Есть только два ограничения – она не должна быть схожей с военной. Поэтому разработчики обязаны согласовать свой дизайн с Минобороны. И если используется государственная символика, то необходимо согласовать еще с Геральдическим советом при президенте России», – рассказал «Ведомостям» член Геральдического совета Леонид Токарь. В том, что гражданские чиновники ходят в форме, он ничего странного не видит: это помогает различать сотрудников ведомств.
С 2007 г. черные мундиры надели аудиторы Счетной палаты. В интервью «Комсомольской правде» тогдашний руководитель Счетной палаты (СП) генерал-лейтенант госбезопасности Сергей Степашин рассказал, что это была его идея. Форма дисциплинирует людей, объяснял он. Пошив формы аудиторы оплатили из своего кармана. Примеру СП последовали региональные контрольно-счетные палаты. Например, в 2011 г. аудиторы Контрольно-счетной палаты Челябинской области за свой счет разместили в местном ателье заказы на костюмы с шитьем из натуральной золотой канители индийского производства, рассказывается на сайте палаты. Каждый комплект обошелся почти в 40 000 руб.
В 2007 г. надели темно-бордовые форменные костюмы, фуражки и фетровые шляпы сотрудники Роспотребнадзора, Росприроднадзор выбрал для униформы изумрудно-зеленый цвет, Россельхознадзор – темно-серый и светло-серый. Назначенный руководителем Росрыболовства Андрей Крайний ввел черные и белые «капитанские» мундиры, внешне напоминающие форму военно-морского флота России. Черные мундиры также надели сотрудники Службы судебных приставов, а глава Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин придумал для ведомства темно-синюю форму. Даже известный адвокат, выпускник Высшей школы КГБ Павел Астахов, став в 2009 г. уполномоченным при президенте России по правам ребенка, задумался о собственном мундире. В декабре 2011 г. тогдашний президент Дмитрий Медведев присвоил Астахову чин действительного государственного советника 1-го класса, что сопоставимо с воинским званием генерал-полковника, и уже в 2012 г. Астахов на съезде уполномоченных по правам ребенка выступал в черном мундире с расшитыми золотом обшлагами рукавов и лацканами. «Мои уполномоченные работают с очень трудным контингентом детей и родителей. Это частые правонарушители или те, кто нарушает права детей. Вот от этого идея и родилась – попробовать в виде эксперимента ввести эту форму, чтобы дисциплинировать их», – пояснил «Известиям» Астахов.
Мода на мундиры докатилась даже до муниципалитетов. В 2010 г. в темно-бордовые мундиры с погонами облачились муниципальные служащие Иглинского района Башкирии. Тогдашний глава района Ришат Исхаков получил на погоны большую золотую звезду, напоминающую размерами маршальскую. Его заместители по две серебристые – то ли генерал-лейтенанты, то ли подполковники. В Калининградской, Тверской и нескольких других областях полувоенные мундиры ввели для муниципальных контролирующих органов, которые должны следить за административными нарушениями.
Чаще всего чиновники предпочитают своими силами разрабатывать дизайн формы: так поступили в СК, Генпрокуратуре, МЧС, СП и ФТС, вспоминает Токарь. Но бывает, что к творческой работе привлекают именитых модельеров. Например, форменную одежду для РЖД разрабатывала модельер Виктория Андреянова, а «Почта России» в 2011 г. поручила разработку формы модельеру Вячеславу Зайцеву, утверждает Токарь. «Мы действительно по заказу «Почты России» сшили два костюма – мужской и женский, для руководителей этой компании. Для костюмов использовалась дорогая английская шерсть темно-синего цвета. Потом нам привезли пуговицы, элементы отделки и попросили их пришить. На этом сотрудничество и закончилось», – объясняет представитель Зай-цева Ульяна Брют. Назначенный в 2013 г. гендиректором «Почты России» Дмитрий Страшнов от формы отказался. Тем не менее в региональных отделениях ее носят, о чем свидетельствуют фотографии, вызвавшие дебаты в социальных сетях.
И сотрудники ведомств, и именитые модельеры порой при разработке формы допускают досадные ошибки, отмечает Токарь. Так, Андреянова предлагала в форме РЖД для красоты использовать бело-красно-черную петельку. «Пришлось ей напомнить, что это цвета германского креста за военные заслуги 2-й степени, который ввели в 1939 г.», – говорит он. А сотрудников СК чуть не одели в форму образца Северной Кореи, вспоминает человек, участвовавший в ее разработке. В итоге остановились на варианте с элементами «казачьей» формы – такого же темно-синего цвета, с обшлагами и воротником, отделанными красным кантом. Так что контроль за разработкой формы необходим, резюмирует он.