Ср. Апр 24th, 2024

Новости России и мира

Новости, обзоры, публикации

Российский подводный интернет вещей всплыл на внешних рынках

Речь идет о скромных объемах – $137 600 за прошлый год, так как сфера применения таких технологий пока ограничена научной средой. Ситуация изменится с началом промышленной добычи в глубоководных зонах, отмечают эксперты.

Система подводного интернета вещей (IoT) позволяет получать данные с приборов-сенсоров и управляемых аппаратов, которые используют, например, для осмотра объектов, находящихся на глубине, или для поиска потенциально опасных предметов. В России ее разрабатывает «Лаборатория подводной связи и навигации» (ЛПСН), участник рынка «Маринет» НТИ. За последний год комплексы подводного интернета вещей были поставлены в США, Великобританию, Норвегию, Испанию и Швейцарию, рассказали «Ведомостям» в НТИ. Объем экспорта в 2020 г. составил $137 600, в 2019 г. он был около $82 500.

До внедрения подводного интернета вещей исследователи погружали приборы в толщу воды на длительное время, чтобы потом проанализировать данные с этих устройств – плотность воды, температуру, скорость течения. С появлением системы стало возможным размещать сенсоры под водой и получать данные с них так же быстро, как с наземных приборов, говорят в НТИ.

Комплекс «Интернета подводных вещей» состоит из трех основных частей. Первая и главная – двусредная точка доступа, это аналог WiFi-роутера, который, с одной стороны, позволяет осуществлять обмен с устройствами под водой, с другой – подключается к глобальной сети интернет, объясняет гендиректор и учредитель ЛПСН Артур Абеленцев: «Вторая составляющая – маяки, решающие либо только задачу связи, либо и навигации, и связи». Третий элемент – универсальное интерфейсное устройство: оно решает задачу сопряжения сенсоров от разных производителей с модемами информационно и физически. «Это устройство копит информацию, получаемую с сенсоров, и передает ее в модем, а модем – в двусредную точку доступа», – пояснил Абеленцев.

В случае с обратной связью оператор может передать команду сенсору – например, о всплытии. Таким образом, устройства под водой объединяются в «подводную WiFi-сеть», которая, в свою очередь, имеет двустороннюю связь с операторами на суше.

«Цена на такие комплексы начинается от $13 000», – рассказал «Ведомостям» Абеленцев.

Основная область применения подводного IoT сегодня – в научных исследованиях шельфов морей и океанов, а также – ограниченно – в глубоководных исследованиях, рассказывает руководитель отдела промышленных решений IT-компании КРОК Иван Балашов: «На данный момент это довольно узкое направление, так как промышленная добыча полезных ископаемых в глубоководных зонах – перспектива 3–5 лет, с развитием добычи мы увидим и ускорение темпов развития подводного IoT. Пока же объемы рынка ограничены малыми партиями необходимых IoT-устройств для сбора научной информации».

Совокупный объем рынка интернета вещей в России в 2021 г. приблизился к 130 млрд руб., говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: «Подводный интернет вещей – один из самых небольших его сегментов».

В России наиболее развито использование интернета вещей для морских исследований, объясняет Балашов, – например, с использованием дрейфующих научных буев собирают показатели с ледников и океанов, а затем передают эти данные по спутниковым каналам связи в научно-исследовательские институты. Благодаря полученным таким образом данным можно в режиме реального времени отслеживать таяние ледников, изменение температуры океанов и течений, миграции морских обитателей, а в случае попадания нефти и других загрязнителей в океан с помощью буев возможно оперативно организовать мониторинг районов загрязнения мирового океана для их оперативной очистки, говорит эксперт.

В целом наиболее сильные позиции по экспорту новых технологий Россия занимает в сегменте беспилотного управления транспортными средствами: среди крупных компаний, представленных на международном рынке, можно отметить «Яндекс», Cognitive Technologies, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Что касается подводной техники, то этот рынок очень локальный, хотя потенциал для экспорта у российских компаний в нем есть».