Сб. Апр 20th, 2024

Новости России и мира

Новости, обзоры, публикации

Уникальные цифровые сертификаты покорили рынок произведений искусства

Гендиректор Tesla Илон Маск объявил в своем Twitter, что продает музыкальный трек о невзаимозаменяемом токене (Non Fungible Token, NFT) за такой токен. На него сразу нашелся покупатель: художник Майк Винкельманн, известный под псевдонимом Beeple, предложил предпринимателю $69 млн за токен – именно столько он накануне заработал на продаже коллекции рисунков, ставшей первым лотом в истории аукционного дома Christie’s, проданным за криптовалюту. Маск ответил, что готов отдать NFT дешевле – за 420 млн токенов Dogecoin общей стоимостью примерно $24 млн, но позже назвал свое решение «не совсем правильным» и отказался от сделки.

Однако ажиотаж вокруг NFT продолжает расти. Продать в новом формате пытаются не только песни, но и видеоклипы, изображения и даже слова. Так, миллиардер и инвестор Марк Кьюбан выставил на продажу в формате NFT одну из своих мотивационных цитат, запросив за нее $1700 в криптовалюте. В интервью CNBC он сравнил сегодняшнее отношение к NFT с первыми днями существования интернета, отметив, что, если бы начинал бизнес сейчас, NFT были бы одной из технологий, на которой бы он сосредоточился.

Технология NFT уникальна тем, что подделать или бесследно заменить токен невозможно. В отличие от открытого блокчейна, где любую запись, именуемую токеном, можно заменить другой такой же, поскольку все они равны и взаимозаменяемы: один биткойн ничем не отличается от другого. Создать уникальный токен и связать с ним медиафайл можно самостоятельно и бесплатно на специализированных криптовалютных сервисах.

С появлением широко известных реализаций технологии распределенного реестра, таких как Bitcoin и Ethereum, встал вопрос об автоматизации части сделок внутри этих платформ. Далее стало очевидно, что если необходимо проводить сделки с реальным имуществом, а не с цифровым активом, то необходима привязка этого имущества к цифровым ценностям. Так возникла потребность в технологии NFT, объясняет декан факультета инфокоммуникационных технологий Университета ИТМО Александр Капитонов.

Директор по маркетингу криптовалютной p2p-площадки Chatex Александр Хвойницкий отмечает, что NFT-токены нужны для того, чтобы зафиксировать (токенизировать) ценность актива. Токен привязывается к тому или иному объекту и определяет его ценность на рынке, а также закрепляет права на этот объект за владельцем токена. «Это похоже на сертификат собственности в цифровом виде, – добавляет гендиректор криптобанка ТТМ Владислав Утушкин. – NFT-токены нужны там, где востребована их основная характеристика – уникальность. Это предметы искусства, коллекционирования, вещи и контент, на которые распространяются авторские права, и т. д.».

По мнению Хвойницкого, в перспективе NFT-токенизация дойдет и до других уникальных объектов: недвижимости, транспортных средств и проч. NFT также смогут применяться для идентификации личности, уверен гендиректор швейцарской финансовой компании Newcent Владимир Сметанин. Он считает, что токен может быть привязан к человеку, чтобы идентифицировать юридические документы, персональные данные и др. «При этом отпадет необходимость в посредниках, которые участвуют при сделках, являясь гарантом для обеих сторон: подлинность документов и личности может верифицировать NFT-токен», – указывает эксперт.

Утушкин видит большой потенциал применения NFT в финансовой сфере – например, в акциях на предъявителя, которые обладают определенными неудобствами для держателей. Из-за того что такие ценные бумаги не содержат имени и фамилии владельца, их легко украсть и присвоить себе, а банки и финучреждения работать с такими акциями не любят, объясняет эксперт. Кроме того, по мнению Утушкина, NFT способны повысить эффективность работы национальных депозитариев за счет сокращения расходов на ведение реестров.

Но пока заработать на этой технологии можно, только приобретая объекты цифрового искусства и впоследствии их продавая, говорит Хвойницкий. Также возможен вариант покупки общего индекса NFT и получения прибыли на разнице курсов. По мнению гендиректора криптобанка ТТМ, сумасшедшая популярность NFT связана именно с тем, что блокчейн и криптовалюты проникли в искусство, попали в модную волну – искусство всегда ищет новые пути для самовыражения и именно новые методы самовыражения получают наиболее высокую оценку рынка. «Поэтому мы видим NFT на коллажи, проданные за $70 млн на аукционе. Но эта история не будет вечной: рынок насытится, и этот способ самовыражения в искусстве перейдет в мейнстрим. Нельзя каждый месяц рисовать по цветному квадрату и каждый раз вызывать ажиотаж и восторг», – уверен Утушкин. Хвойницкий тоже считает, что в течение 2–3 лет ажиотаж вокруг NFT, скорее всего, утихнет. Но через 10–15 лет они вполне могут стать реально работающим технологическим инструментом в разных направлениях, прогнозирует он.