Лучшей игрой года, получившей 10 декабря премию The Game Awards – 2020, признана The Last of Us Part II, а в целом она победила в семи номинациях из 11 – это рекорд по количеству наград и номинаций за всю историю The Game Awards.
The New York Times назвала The Game Awards «Оскаром» для игр, чтобы читателям-негеймерам сразу стало понятно, о чем речь. Но этим сравнением сильно обидела основателя премии – Джеффа Кили. «Моя цель – сделать The Game Awards крупнейшей церемонией награждения в мире, – сказал Кили в интервью интернет-изданию Protocol. – К «Оскару» относятся с большим пиететом, а ведь игры на самом деле масштабнее и мощнее, чем любые другие формы развлечения <...> Увы, широкая публика никогда не понимала всю их силу».
The Game Awards уже обогнала многие именитые премии. Protocol обращает внимание, что в прошлом году прямую трансляцию The Game Awards смотрело почти 50 млн зрителей (в этом году организаторы еще не обнародовали цифры), а «Оскара» – 23,6 млн, хотя еще шесть лет назад его аудитория превышала 40 млн. Правда, аудитория интернет-премии считалась по всему миру, а «Оскара» – только на телеканале ABC. Зато The Game Awards смотрит в прямом эфире больше людей, чем церемонии «Грэмми» (18,7 млн) и «Эмми» (6,9 млн) вместе взятые.
Да и по формату The Game Awards коренным образом отличается от «Оскара». В шоу, которое идет больше двух часов, мало что связано с наградами. Да, в нем есть интрига – кто же станет лауреатом, разработчики произносят благодарственные речи (Кили старается сократить их продолжительность до минимума), исполняется музыка из игр (в этом году выступил Лондонский филармонический оркестр)…
Но основная фишка The Game Awards в том, что на нем главным образом рассказывается об играх и продуктах, которые появятся в будущем году. Например, в 2019 г. Microsoft выбрала эту церемонию, чтобы представить геймерам Xbox Series X. Придуманная Кили церемония больше о будущем, чем о прошлом. Это как если бы на «Оскаре» показывали еще не виденные никем отрывки из будущих «Звездных войн» и следующей части «Ведьмака», перемежая кусками из видеоблогов фанатов.
Награда премии
Такой формат дает огромный простор для монетизации шоу. Оно прошло без офлайн-зрителей и не в Microsoft Theater в Лос-Анджелесе, а транслировалось из трех разных студий в Лос-Анджелесе, Лондоне и Токио. Но сэкономить на аренде не получилось, признался Кили в разговоре с Protocol. Наоборот, производственный бюджет оказался рекордным – более $10 млн. При этом шоу прибыльно (сколько именно зарабатывает полностью принадлежащий ему проект, Кили не раскрывает). Львиная доля средств поступает от спонсоров и рекламодателей, к тому же шоу зарабатывает, как и любой производитель контента, на просмотрах в онлайн-сервисах. В этом году церемония транслировалась в прямом эфире более чем на 45 потоковых платформах по всему миру, включая почти 20 различных сервисов в Китае, семь в Индии и четыре в Японии.
Содержание
Sierra как Санта-Клаус
С индустрией премий 41-летний Кили знаком с детства. Его родители были топ-менеджерами IMAX Corporation и членами Американской академии кинематографических искусств и наук, которую большинство знает благодаря премии «Оскар», которую она вручает, пишет The Washington Post. Он наблюдал, как режиссеры и продюсеры много и с вдохновением рассказывают о себе и своем творчестве, и удивлялся: почему создатели игр остаются, как правило, анонимами для широкой публики.
Дети пишут письма Санта-Клаусу. А Кили, у которого не было других увлечений, кроме видеоигр, в 12 лет написал в компанию Sierra Entertainment с просьбой рассказать, как они создали такие классные игры. Как и в случае с Сантой, ответа он не ожидал. Но две недели спустя получил от основателей компании, супругов Кена и Роберты Уильямс, посылку. Он, похоже, много знает об играх, поэтому Уильямсы шлют ему 10 дискет с еще не вышедшими играми и просят протестировать, гласило ответное письмо. Это стало началом карьеры Кили. Закончив домашнюю работу, он садился играть за компьютер, а потом отправлял отчеты о достоинствах и недостатках игрового процесса. Попутно Кили прославился на форумах по играм Sierra. Игроки спрашивали его, как проходить тот или иной уровень, – а Кили прошел уже всю игру за несколько недель до официального релиза.
Выбор игроков — единственная номинация, в которой все решают голоса геймеров. В этом году в ней победили игра Ghost of Tsushima
Он до сих пор хранит эти первые 10 дискет. А на первой церемонии The Game Awards в 2014 г. Уильямсы были награждены в номинации «иконы индустрии».
В 13 лет Кили стал писать обзоры игр для журнала Computer Games. А в следующем году участвовал в написании речей для первой в истории игровой премии, транслируемой по телевидению, – Cybermania-1994. «Представьте, что вы 14-летний ребенок <...> и оказались рядом с парнями, создавшими Doom, Myst и все эти знаменитые игры начала 1990-х», – восторженно рассказывал он Los Angeles Times.
Церемония была задумана как полукомедийная. Вели ее звезда «Голого пистолета» Лесли Нильсен и звезда комедийных сериалов Джонатан Тейлор Томас. Уже в нашем тысячелетии Кили был продюсером премии для разработчиков игр Video Game Awards. Ее организаторы тоже старались придерживаться несерьезного тона. «Даже сама статуэтка приза была в форме забавной обезьянки то ли с джойстиком, то ли с сигаретой», – жаловался он Los Angeles Times.
Статуэтка Spike Video Game Awards
Кили долгое время работал журналистом. Он написал цикл статей о том, как разные студии создают игры, для интернет-издания GameSpot. Сотрудничал с MTV около 10 лет и в том числе создал для нее две передачи об игре Gears of War. Выступал продюсером документального фильма об индустрии для Discovery Channel.
Одним из СМИ, с которым он работал, был телеканал Spike. В 2006 г. его попросили помочь с продюсированием премии Video Game Awards, основанной в 2003 г. на этом телеканале. Шоу использовало худшие стереотипы геймеров, рассказывает The Washington Post. Его последний ведущий, комик Джоэл Макхейл, по большей части отпускал насмешливые реплики в адрес геймеров, разработчиков и даже самого Кили. И шоу, и Кили вызывали немало критики в геймерском сообществе. Например, интернет-издание Eurogamer в 2012 г. выпустило разгромную статью о продажной журналистике и продажной премии. Мол, Кили готов независимо от реального качества расхваливать игры, доступ к которым до официального запуска ему предоставили эксклюзивно, и цитировать пиар-заявления их создателей как истину в последней инстанции.
До этого Кили дал интервью, а рядом стояли бутылки Mountain Dew и лежала большая пачка чипсов Doritos, все с промокодами для игры Halo 4. Постер с ней тоже был в кадре. Это породило множество мемов.
Через много лет на сайте Reddit Кили с досадой писал: «Я надеюсь, что мое наследие – это нечто большее <...> Но если меня запомнят из-за мема, пусть будет так!» Выводы он сделал. Doritos предложила ему неплохие деньги, если он проведет награждение The Game Awards в 2017 г. в костюме из одного из мемов – в образе «Папы Доритского» с чипсиной вместо тиары. Кили с негодованием отказался.
Между тем популярность Video Game Awards неуклонно падала, а Кили рассорился с владельцами телеканала Spike из-за того, какой должна быть премия. «Я подталкивал к тому, чтобы сделать шоу более цифровым, а они были твердо настроены быть традиционной телевизионной сетью, – объяснял Кили The Washington Post. – Я не виню их. Это все-таки был их бизнес». Los Angeles Times он говорил: «Я считаю, что геймеры покинули телевидение и больше не вернутся. Они живут в цифровом мире».
Сколько готовят церемонию
После церемонии 2013 г. Кили ушел из Video Game Awards (с тех пор награждение не проводилось) и немедленно занялся организацией собственной премии The Game Awards. Сам он вложил в проект более $1 млн, уверяла Los Angeles Times, и привлек деньги солидных спонсоров, в том числе Microsoft, Sony, Nintendo.
Первую The Game Awards в 2014 г. смотрело в прямой трансляции почти 2 млн зрителей, рассказывал Кили журналу Rolling Stone. Дальше пошло по нарастающей. Во многом помог выход на аудитории в Индии и Китае. «Я был раньше наивным, думая, что люди играют в разных частях света в разные игры, – на самом деле люди играют в одно и то же во всем мире», – признавался он Protocol. У церемонии есть официальный перевод на китайский и хинди. Что до многих других стран, то Кили предпочитает полагаться на энтузиастов: «Мы можем делать синхронный перевод, как в ООН. Но люди где-нибудь, скажем, в Бразилии вообще-то предпочитают смотреть нас глазами своего любимого стримера <...> На [стриминговом сервисе, специализирующемся на рассказах об играх] Twitch, думаю, нас транслируют со своими комментариями около 5000 авторов».
Кили предлагали миллионы долларов за право эксклюзивной трансляции The Game Awards, но он отказался. Церемонию показывают на множестве платформ – таких как консоли Xbox и PlayStation, Twitter и стриминговые ресурсы.
«Люди всегда спрашивают, чем я занимаюсь весь год, когда не готовлю церемонию вручения наград, – рассказывал Кили журналу Inverse. – Они не понимают, что на создание и оформление The Game Awards у меня уходит примерно три четверти года». Из Лос-Анджелеса, где он живет, Кили отправляется в путешествие по всему миру – в Европу, Азию, Южную Америку, чтобы посетить издателей игр. Затем начинается планирование церемонии.
Основная команда Кили в разные годы колебалась от четырех до восьми профессионалов. Например, правая рука Кили – исполнительный продюсер Кимми Ким до The Game Awards работала над «Оскаром», «Эмми» и MTV Video Music Awards. Креативный директор Лерой Беннетт с 1980 до 1994 г. организовывал живые выступления Принса Роджерса Нельсона, а также работал на Depeche Mode, Бейонсе, Леди Гагу, Rammstein и других известных исполнителей. «Но если добавить всех технических специалистов, операторов, участников шоу, которые временно присоединяются к нам, то команда разрастается до сотен человек, – говорил Кили в блоге VentureBeat. – Требуется много людей, чтобы собраться на месте и устроить многомиллионную церемонию».
Почему Кили не напишет игру
У The Game Awards сейчас четыре десятка номинаций. Это не только лучшие игры в разных жанрах. Кили верен своему детскому желанию показать тех, кто стоит за игрой. Премии получают лучшие сценаристы, художники, композиторы. Шесть наград отведены киберспорту, включая премию лучшему тренеру.
Скриншот игры The Last of Us Part II
Номинанты и победители на 10% определяются голосованием фанатов и на 90% – жюри из журналистов десятков изданий по всему миру (каждый называет до пяти лучших игр в каждой категории, не ранжируя их). Состав жюри определяется консультативным советом, в который входят практически все крупнейшие игровые компании мира.
Это не помогает избежать подозрений в пристрастности. Например, близкий друг Кили – Хидэо Кодзима, в чьей игре Death Stranding Кили сыграл эпизодическую роль. В прошлом году игра получила девять номинаций – больше, чем конкуренты. Выиграла две премии (лучший саундтрек и лучшая игровая режиссура). Но максимальное количество призов взяла игра совсем другой студии – четыре статуэтки достались Disco Elysium.
Из-за конфликта интересов Кили никогда не сможет участвовать в создании игр. Но у него есть другие проекты в геймерской сфере, кроме The Game Awards. С 2017 г. он организовывал E3 Coliseum – серию интервью и презентаций во время отраслевой выставки The Electronic Entertainment Expo (сокращенно – E3). Но в этом году отказался от проекта, заявив The Washington Post, что E3 разошлась с его видением, какой должна быть выставка для геймеров. Не он один так думает: Sony второй год подряд игнорирует мероприятие. Позже стало известно, что из-за пандемии E3 в этом году проводить не будут.
На смену E3 Кили в мае анонсировал фестиваль Summer Game Fest – онлайн-мероприятие, которое растянулось с мая по август. Периодически на разных платформах выходили шоу, интервью и презентации новых игр. А в августе он провел шоу, открывающее крупный европейский игровой фестиваль Gamescom. Игры как были главным его увлечением в детстве, так и остались. Как Кили сказал Inverse: «Одна из ричин, почему я создал The Game Awards и посвятил свою жизнь ей, – это заявить громко и гордо всему миру, что компьютерные игры – это вершина поп-культуры».
Больше историй
Билл Гейтс: «Человечество должно сделать самый невероятный шаг в истории»
Лидеры среднего звена: какими должны быть менеджеры в XXI веке
«Испытание страхом продолжается»