Пт. Окт 4th, 2024

Новости России и мира

Новости, обзоры, публикации

Довольно ценные бумаги

Эта история вполне заслуживает того, чтобы попасть в учебники по русскому искусству XXI в. В марте 2020 г., когда из-за эпидемии COVID-19 в стране объявили карантин, московский коллекционер Максим Боксер организовал в Facebook сообщество «Шар и крест» для взаимной поддержки художников. И предложил продавать работы (по большей части рисунки) не дороже 10 000 руб. по следующему правилу: продал пять – непременно купи одну. За считанные недели в сообщество вступило 14 000 человек (сегодня участников уже больше 20 000), вслед за молодыми и неизвестными художниками подтянулись маститые, затем галеристы и просто любители искусства. Со временем правила изменились, цены подросли, но процесс оказался необратимым: до сих пор столичный арт-мир активно покупает и продает работы на бумаге.

Коллекционировать рисунок сегодня действительно модно. Во-первых, графика относительно дешевле других видов изобразительного искусства и часто проходит по разряду «Первое приобретение в будущую коллекцию». Во-вторых, если уж говорить об особом почерке (темпераменте, характере) художника, то именно в графике он проявляется сильнее всего. В-третьих, графику удобно хранить: большая коллекция может уместиться в нескольких папках, а экспозицию на стенах собственного дома можно сделать сменной.

При этом качественная графика обладает инвестиционным потенциалом: листы, которые вы сегодня купите за небольшие деньги и правильно сохраните, ваши потомки через несколько десятков лет наверняка продадут с большой выгодой. Пастели Константина Сомова или Зинаиды Серебряковой стоят сейчас десятки тысяч долларов. В феврале 2018 г. на Russian Art & Antique Fair в ЦВЗ «Манеж» женский портрет работы Юрия Пименова продавали за $250 000. И даже если относиться к графике как «второстепенному» искусству, находящемуся слегка на обочине, это тоже парадоксальным образом говорит в ее пользу – сегодня как раз все маргинальное привлекает к себе пристальное внимание. Сообщество «Шар и крест» тоже привлекло.

Среди его участников оказалась коллекционер Татьяна Удрас. Она серьезный собиратель, векторы ее интересов – каслинское литье, миниатюрный портрет XVIII–XIX вв., французская агитационная керамика (ее Удрас в начале 2020 г. показала на выставке в Историческом музее). И вдруг – покупка рисунков современных художников: Айдан Салаховой, Георгия Острецова, Людмилы Константиновой, Даши Коноваловой-Инфанте и многих других, больше 120 работ. Сейчас Удрас смотрит на свою неожиданно образовавшуюся коллекцию с некоторым изумлением, так как она не слишком рифмуется с тем, что было собрано ранее. У работ на бумаге, говорит она, своя специфика: они выгорают, их надо экспонировать в полутемных помещениях, например в коридорах. К счастью, рисунки нравятся ее детям, и Удрас надеется, что со временем найдет им место на стенах своего дома. В любом случае она ни о чем не жалеет: коллекция будет напоминать об экстремальном периоде, который мы все пережили в текущем году.

Работа Натальи Занчевской

Несколько месяцев карантина круто изменили жизнь художника Натальи Занчевской. Вообще-то она работает в кино, но, оказавшись в вынужденном отпуске, решила попробовать себя в амплуа свободного художника. Строгий выставком «Шара и креста» (модераторы следили за общим художественным уровнем работ и публиковали далеко не всех желающих) Наталья прошла не сразу. Но когда ее изысканные, в японском стиле, листы – женские типажи-портреты – появились в группе, на них началась охота. «Все, что я выставляла, покупали даже быстрее, чем мне приходило уведомление о публикации». У Занчевской расширился круг знакомств, с некоторыми своими почитателями она подружилась («мы вместе ходим на выставки»), в конце концов она решила сменить если не профессию, то род занятий и сосредоточиться на станковом искусстве.

Другой московский художник – Александр Жерноклюев живет продажей своих картин уже как минимум четверть века, и за это время цены на его работы поднялись до шестизначных сумм (в рублях). Поначалу правила «Шара и креста» показались ему «игрой на понижение». Но, увидев среди участников Айдан Салахову (в «Шаре и кресте» продавались ее небольшие акварели), решил попробовать. Фирменные герои рисунков Жерноклюева – матросы. Матросская серия покупается с такой скоростью, словно речь о последней модели iPhone, – за несколько месяцев он продал полторы сотни рисунков. «Не сразу, но я понял смысл проекта, – говорит Жерноклюев. – Это была моя личная рекламная акция, и при том не я, а мне за нее платили деньги». Количество людей, побывавших в мастерской художника (а это бывшая мастерская Дейнеки), увеличилось в разы. Продажа рисунков дала толчок нескольким серьезным выставочным проектам.

Из серии работ «Красные матросы» Александра Жерноклюева

Сергей Сафонов – куратор легендарной галереи «Ковчег», 30-летие которой отмечали в 2018 г., – также за время карантина продал через «Шар и крест» более 100 рисунков. Взлет популярности графики он объясняет, в частности, тем, что компьютерный экран увеличивает любой скетч, позволяет рассмотреть его художественные достоинства. Преимущество этого вида искусства Сафонов видит в его вневременном характере. Живописная манера часто схожа у художников одного поколения, и она «устаревает». Тогда как в рисунке сильнее проявляется индивидуальность, к рисункам в меньшей степени приложимы определения «старомодный», «неактуальный». Графика вне моды.

Из коллекции Сергея Сафонова. Тамара Эйгес. Дети и черепаха. 1950-е. Автолитография

Эксперты считают, что в России не хватает салона рисунка. При том что наша отечественная арт-ситуация развивается синхронно с мировой (идет музейное обновление, проводятся биеннале современного искусства, появляются проекты на пересечении разных видов и жанров искусств с привлечением современных медиа) – отдельного смотра графики у нас пока нет (хотя галереи, специализирующиеся на мировой графике, успешно работают – Altmans Gallery, например).

Да, графические искусства имеют тихую природу, они не такие яркие и агрессивные, как живопись, фотография или инсталляции. Но видеть выставочные стены, от пола до потолка завешанные рисунками, – ни с чем не сравнимое удовольствие: мастера разных эпох и стилей взаимно дополняют и усиливают друг друга. Во Франции, например, Salon Du Dessin проводится с 1954 г., не так давно собственной ярмаркой – Draw Art Fair – обзавелся Лондон, ярмарку проводят в Галерее Саатчи. В Москве дважды в год, начиная с 2014-го, устраиваются выставки «Вкус бумаги», но в них акцент сделан на печатной графике – офорте, литографии, шелкографии, линогравюре. Рисунки же русских художников – точнее, искусство рисунка как особая область творчества – еще ждут своего Дягилева.